Он был настоящим сыном своей родной алтайской земли: таким же красивым, гордым, великим и бесконечно добрым, как теплые воды Алтая летом- великий русский актер Валерий Золотухин, покинувший нас на прошлой неделе.
Да, он был очень сложным человеком: вечно пребывающий в поисках своей женщины, не боявшийся писать правду-матку о своих великих друзьях, рассуждающий об истинной вере, исчезающей духовности. Но во всех своих ролях, будь это съемочная площадка или театральная сцена- он оставался АКТЕРОМ с большой буквы…
Валерий Сергеевич Золотухин родился в в селе Быстрый Исток Алтайского края в крестьянской семье Сергея Илларионовича и Матрёны Федосеевны Золотухиных. Семья его была зажиточной по тогдашним меркам. «На следующий день после моего рождения началась война, - вспоминал Валерий Сергеевич. - Мама рассказывала, что, когда утром 22-го меня принесли ей кормить, медсестра, которая раздавала мамашам детишек, испуганно сказала: «Бабоньки — война». И в палате поднялся вой, потому что все мужья рожениц были на военных сборах и уже отправились на фронт, не повидав своих жен и новорожденных детишек».
С детства мечтал стать актёром и в 1958 году поступил на отделение музыкальной комедии ГИТИСа. По окончании института, в 1963 году, получил приглашение в Театр имени Моссовета, где проработал год.
С 1964 года Золотухин был актёром Театра на Таганке, на сцене которого дебютировал в роли водоноса Ванга в спектакле «Добрый человек из Сезуана». Среди сыгранных ролей — Грушницкий в спектакле «Герой нашего времени», Фёдор Кузькин в «Живом», Альцест в «Мизантропе»; Мефистофель и Фауст в «Пире во время чумы»; участвовал в поэтических спектаклях «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, верь…», «Владимир Высоцкий».
В кино Валерий Золотухин дебютировал в 1965 году, сыграв главную роль, Петю Трофимова, в фильме Владимира Назарова «Пакет» по повести Леонида Пантелеева.
По настоящему звездной стала для него роль рядового Бумбараша в одноименном фильме, рассказывающей о простом солдате, вернувшимся из австрийского плена в родную деревню. где все, в том числе и любимая девушка, считают его погибшим. Власть в деревне периодически меняется: на смену красным приходят белые, а на смену белым — зелёные. Бумбараш пытается выжить во всем этом хаосе и вернуть себе любимую.
Необычным в этом фильме было все: режиссерский подход, оригинальный сценарий, а самое главное, отсутствие привычного красного пафоса, но необычнее всего в нем был главный герой, в котором не было ничего героического- зато была в нем народаня мудрость, крестьянское чувство юмора и простая русская надежда.
Вспоминает Валерий Золотухин: «На эту роль пробовался еще Михаил Кононов, - рассказывал Валерий Сергеевич. - Я подошел к режиссеру и сказал: «Если хотите сделать хороший фильм, берите Кононова, а если хотите заглянуть в вечность - возьмите меня. Сколько лет прошло, а я до сих пор слышу за спиной «наплявать, наплявать».
Интересно то, что Золотухин, за ислючением смутных 90-х годов, был по настоящему востребованным актером, сыграв огромное количество ролей как в кино, так и в театре. Достаточно назвать такие известные блокбастеры как оба «Дозора», «Мастер и Маргарита», «Убойная сила-6», «Черная молния» и «!612». Амплуа его героев было столь же разнообразным, как и грани его, по настоящему русского характера: от «вора в законе» в «Бригаде.Наследник», до блестящем сыгранного им святого, добровольно приковавшего себя цепями в «!612».
И вот на прошлой неделе он ушел от тнас-человек и актер, вместе с которым уходит целая эпоха- эпоха Высоцкого и советского кино…